21.09.2017 в 20:08
Пишет Groemlin:URL записи23.12.2016 в 00:24Пишет William de Belleme:
"Адамовы яблоки"URL записи
Начну с того, что это - один из самых шикарных фильмов, какие я видел за последние года... три-четыре. И уж точно один из самых удивительных.
Спойлер
Освободившийся неонаци приезжает на исправительные работы в захолустную деревеньку, где его встречает странный, на первый взгляд даже больной на голову священник. Понятное дело, что наци совсем не настроен на конструктивный диалог, и, когда священник, показав ему окрестности, и похвалившись местной достопримечательностью - яблоней, "которой они все очень гордятся", интересуется, какова дальнейшая цель его жизни, раздраженно брякает: "Испечь яблочный пирог".
"Ну пирог так пирог. Хорошая цель",- следует невозмутимый ответ.
Бывший зэк замирает с выражением некоторого ох...реневания на лице.
читать дальшеСкажу сразу, что это выражение охреневания будет постоянно присутствовать на нем всю первую половину фильма.
Например, когда ему расскажут о сыне этого священника - мальчике с ДЦП; а священник будет невозмутимо вещать о том, что мальчик вчера убегался, играя в лапту.
Или когда друзья-наци привезут ему пистолет, чтобы попугать местных - а священник и глазом не моргнет; зато один из "пугаемых", узнав, что "оружие им не запрещено", достанет ствол в два раза больше и откроет стрельбу по воронам.
Или когда узнает, что...
Впрочем, сначала об обитателях.
Один из них - пакистанец, что, как понятно, для наци - кость в горле. Но "черножопый" тоже не лыком шит, его за пуговицу не возьмешь, ведь его хобби -бесчеловечные эксперименты над людьми в области стоматологииграбеж заправок. И что священник знает об этом, и допускает... "лишь бы жертв не было".
Второй - бывший теннисист и "бывший" алкоголик, которого, как ни показывают, не иначе как с рюмкой не-чая. Обрюзгший, жирный, опустившийся еще молодой человек, который, кажется, до сих пор не может забыть о несправедливо засчитанном ауте.
Третья - беременная одиночка, которая хочет сделать аборт, потому что её ребенок на 60% может родиться дауном. Её священник отговаривает, рассказывая, как он счастлив: ведь ему тоже предрекали, что сын родится с ДЦП, а он прекрасный и здоровый мальчик.
Старик - бывший нацист, который сбегает с проповеди, отговариваясь тем, что ему нужно в туалет, а на самом деле просто не имеющий сил вынести слово божье.
Есть еще яблоня... Она заслуживает отдельного внимания.
Итак, Адам начинает свою жизнь в этом "райском саду". Но день за днем, видя, как группа ненормальных живёт в странном мире под руководством ещё более ненормального священника, которому, хоть МКС на голову рухни - будет улыбаться и говорить о божьей любви, начинает ожесточаться. И принимается усердно разрушать мир, в котором живёт.
И с каждым его злым делом яблоне становится хуже. На неё налетают вороны, набегают черви, она гниёт от корней до листьев... пока... пока...
Пока Адам не решает расправиться со священником лично.
Ведь священник действительно больной. Не потому, что он не хочет видеть, что его жена покончила с собой, а у сына на самом деле ДЦП, и его рассказы о лапте - неправда. Не потому, что он не хочет помнить, как его и его сестру насиловал собственный отец. Не потому, что умерла сестра, и скоро год смерти жены. Не потому, что считает, что Дьявол лично ему посылает искушения.
Он действительно болен. У него рак. И синдром Раваши. Он не видит, не хочет видеть зла. Он отсекает боль. Он убеждён, что Бог его любит.
... Когда священник, полумёртвый, падает к ногам своего мучителя, в яблоню ударяет молния.
Адам довольно улыбается и уходит.
А дальше случается странное. Странный, рождённый больным сознанием мир, в котором нацист уживался с приезжим, где пьянчуга вёл себя как юный пионер, где старый убийца плакал от раскаяния за причинённое зло - мир этот начинает трещать по швам. Он расползается буквально на части, всё идёт вразнос... а, главное, вразнос идёт сам священник, внезапно очнувшийся от своих грёз. И вот это уже действительно страшно.
И Адам, этот циничный, возомнивший себя дьяволом Адам пытается всё вернуть. Он начинает ходить за всеми, как за маленькими, утешать, успокаивать - и, когда приезжают его товарищи, пытается защитить этот рождённый больным сознанием мир...
По-моему, когда священнику прострелили голову, он понял, что сделал.
В общем, я не буду рассказывать дальше, скажу только, что фильм удивительно сочетает жестокость, свет и изумительный чёрный юмор. В некоторых местах я хохотал как сумасшедший. Повороты сюжета не "головоломные", как пишут о боевиках, и даже вполне предсказуемые, если опираться на традицию - но все равно оформлены неожиданно и остроумно.
Один из немногих фильмов, где даже мы с моим цинизмом с удовольствием сопереживали героям. Или миру. Или яблоне.
Центральный дуэт - изумительное противопоставление двух мужчин, абсолютно разных, равно "крутых" (чего стоит "взгляд убийцы", периодически появляющийся у священника) - двоих мужчин , как двух миров, двух идей, двух принципов жизни. Хэппи-энда здесь не просто ждёшь, но ждёшь со страхом, вдруг не случится, и тогда придётся с разочарованным, все-знающим видом "современного" человека, вооружённого всем цинизмом цивилизации, произнести: "Никто и не обещал сказку...". И почувствовать себя обиженным ребёнком: опять не срослось. Опять зло восторжествовало.
Конец не просто хороший. Он логичный. Он доказывает, что доброта, свет, человечность, может сколько угодно списываться на болезнь, на наивность, на незнание жизни - но истинная их причина гораздо глубже. Что добро неистребимо, хотя его гонят, и мучают, и бьют, и пытаются сломать.
Хотя добро, как и всё живое, подчас может принимать довольно странные формы.
Фильм строго рекомендован людям, уставшим к концу года от глупости и подстав, от самодурства начальников и безнадеги быта.
Строжайше рекомендован тем, кто понимает своеобразный юмор наших северных соседей. НЕ в смысле штаны пивом облить, и ржать, а полюбоваться, как тонко и черно это может быть.
Идеален для просмотра под Рождество, т.к., в отличие от стандартных рождественских картин, показывает не "розовые сопли", а настоящий свет. И настоящую тьму.
Рекомендован и циникам, и усталым романтикам.